Беларусы просили снять ограничение на продажу квартир без личного присутствия владельца в стране. Что ответили чиновники?
В начале сентября на нашем портале появилась петиция, в которой беларусы требовали провести повторную экспертизу нового указа Лукашенко, в котором прописаны ограничения на продажу недвижимости в Беларуси. Напомним, что, в частности, новые правила требуют личного присутствия владельца при продаже квартиры, или наличия доверенности, составленной на территории Беларуси. Обращение было направлено в Министерство юстиции и Палату представителей Национального собрания.
Авторы петиции также отмечали, что пункт 2.2 данного Указа создает исключительные, привилегированные условия для работников дипломатических представительств, консульских учреждений или торговых представительств Республики Беларусь, представителей государственных органов, и членов их семей.
Уточнялось, что с точки зрения авторов обращения даже граждане, постоянно проживающие за пределами Беларуси и стоящие на консульском учете, не имеют возможности оформить доверенность в консульстве по месту постоянного проживания. Однако члены семей работников диппредставительств такую возможность имеют.
Люди недоумевали, как этот правовой акт прошел юридическую экспертизу, они уверены, что он противоречит законодательным актам более высокого порядка, и поэтому просили:
- обнародовать имена лиц, ответственных за юридическую экспертизу правового акта;
- провести повторную экспертизу на соответствие Конституции и Гражданскому кодексу Беларуси;
- приостановить действие Указа до окончания проведения экспертизы;
- внести правки, а именно признать ничтожным данный Указ.
Давайте проследим дальнейшую судьбу этой петиции. Не скроем, что она выглядит предсказуемо, но при этом — весьма показательно, ведь при нынешнем положении вещей дать внятный ответ на поставленные вопросы чиновникам крайне трудно. Можно даже сказать — неудобно.
Министерство юстиции перенаправило обращение в МИД, сославшись на то, что именно это ведомство «… осуществляет руководство работой дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь».
Как считает наша юристка Ольга Працкевич, «обращение не было рассмотрено по существу и не было перенаправлено в уполномоченный орган. Но все же, полученный ответ можно считать законным (в случае, если это действительно не их полномочия), но очень формальным. И, к слову, в обращении был вопрос о правомерности данного законодательного акта. Министерство юстиции как раз уполномочено отвечать на такой вопрос.
Палата представителей Национального собрания заявила, что осуществляет свои полномочия в формах и пределах, установленных Конституцией и законом «О Национальном собрании Республики Беларусь», поэтому не наделена правами приостанавливать, отменять и проводить юридическую экспертизу указов президента.
Следом мы сами отправили петицию в МИД и вскоре получили следующий ответ: обращение препровождено (использован именно этот заковыристый термин — ред.) для рассмотрения согласно компетенции в Министерство юстиции. При этом в МИД уточнили:
«Порядок подачи заявления об осуществлении административных процедур и порядок осуществления имущественных сделок, установленные пунктом 1 и подпунктом 2.1 Указа, распространяют свое действие на всех граждан Беларуси без исключения, в том числе и на работников дипломатических представительств, консульских учреждений или торговых представительств Республики Беларусь, представителей государственных органов, членов их семей и иных лиц, перечень которых утверждается Совмином.
В соответствии с абзацем 12 подпункта 2.2 пункта 2 Указа дипломатические агенты дипломатических представительств Беларуси и консульские должностные лица консульских учреждений РБ вправе удостоверять доверенности только в части, не противоречащей положениям Указа.
Просим проинформировать о вышеизложенном других заявителей, указанных в обращении.»
Что же, мы проинформировали вас, как нас просили.
Хотим напомнить, что мы начинали с Министерства юстиции, к нему петиция, попутешествовав по кабинетам, и вернулась. Круг замкнулся. Что делать дальше? Предоставим слово нашей юристке:
«Петиция перенаправлена из МИД в Минюст, но Минюст был первой организацией и препроводил в МИД (именно что не перенаправил, а просто указал что это компетенция МИД). Я рекомендую не останавливаться и все же добиться конкретного ответа. Можно еще раз отправить запрос в Минюст. Мало того, теперь, имея документальное подтверждение, что вы обращались в различные органы и вопрос не был решен (ни положительно, ни отрицательно), можно писать обращение в Конституционный суд».
Читать далее:
-
Активисты воюют за чистую Курасовщину и побеждают. История успешной серии петиций
-
Улицу переименовали, оплату с жильцов взяли, а таблички поменять забыли
-
Похоже могилевчане нашли причину, почему дети предпочитают интернет детским площадкам
-
ЖКХ не хватает уборщиков, поэтому жильцам предлагают решить вопрос самостоятельно. Есть два варианта
-
В подвале случился потоп, но одни сотрудники считают это не своей зоной ответственности, а у других - закончился рабочий день
-
Люди пожаловались на режим работы врачей 24/7. Минздрав проверил, и обещал принять меры