PETITION.BY - Удобный Город
10 сентября 2023

«Что можно сказать о пациенте за 5 минут?» Появилась петиция, призывающая придерживаться нормативов приема в поликлиниках и больницах

Как долго вы просидели в очереди в поликлинике в последний раз? И самое главное — когда ваша очередь пришла, сколько времени смог уделить вам врач? Говоря о бесплатной и доступной беларусской медицине, чиновники дипломатично умалчивают, что она при этом еще и критически перегружена. Врачей не хватает, их графики работы пугают сменами по 12—14 часов (а в больницах нередко они длятся сутки и больше). Но даже всех этих героических усилий со стороны медиков недостаточно, чтобы, принимая вас, врач мог уделить на встречу положенные законом 15—20 минут.

Как долго вы просидели в очереди в поликлинике в последний раз? И самое главное — когда ваша очередь пришла, сколько времени смог уделить вам врач? Говоря о бесплатной и доступной беларусской медицине, чиновники дипломатично умалчивают, что она при этом еще и критически перегружена. Врачей не хватает, их графики работы пугают сменами по 1214 часов (а в больницах нередко они длятся сутки и больше). Но даже всех этих героических усилий со стороны медиков недостаточно, чтобы, принимая вас, врач мог уделить на встречу положенные законом 1520 минут.

Эта тема в последнее время активно обсуждается, а наши активисты даже подготовили петицию, в которой требуют от Минздрава провести проверку систематических нарушений нормативов по времени приема пациентов. Подписать обращение можно до 17 сентября. Мы же сегодня более подробно обсудим проблему с врачом Станиславом Соловьем.

— Как часто нарушаются нормативы времени, которое отводится на прием отдельного пациента?

— Обычно, обсуждая эту тему, мы говорим в первую очередь про амбулаторное звено: консультации, которые оказывают врачи пациентам в поликлиниках и больницах. К этому смело можно добавить диагностические исследования, например, УЗИ или колоноскопию.  На каждый такой прием отведено время, которое по нормативам врач может уделить одному пациенту. Конечно, это достаточно условный, плавающий норматив, так как в некоторых легких случаях из положенных, допустим, 15 минут, можно справиться и за 57, а в сложных наоборот, прием растянется до 2025. Но идея заключается в том, что в среднем, в течении дня, пациенту уделяется именно нормативное время, и его должно хватить на прием конкретного количества обратившихся.

В наших же реалиях ситуация отличается в корне. Посмотрев материалы исследований, которые недавно провели независимые социологи, при поддержке независимого профсоюза медиков «Панацея» и ByMedSol, мы узнаем неутешительную статистику: 82% из опорошенных медиков принимают пациентов сверх нормы, причем более половины (54%) делают это регулярно. При этом в Минске ситуация чуть лучше (44%) а вот в регионах, в связи со все увеличивающимся кадровым голодом, значительно хуже (до 67%). Конечно, влияет на положение вещей и сезонность: в период всплеска респираторных заболеваний перерабатывать приходится всем медикам, вовлеченным в борьбу с эпидемией.

Очевидно, что время врача не резиновое. Частично он компенсирует увеличивающуюся нагрузку, работая сверх положенного. Но, как правило, и этого недостаточно, приходится сокращать время, отведенное по нормативам на прием отдельного пациента. В итоге, в среднем по нормативам в больницах врач должен принимать за смену 14 человек, а принимает 21. В поликлиниках ситуация не лучше, норма — 21 человек, а получается в среднем 28.

— На что влияет сокращение времени, которое врач уделяет пациенту?

— Если это рядовой случай, не требующий глубокого погружения в проблему, сокращение времени может и не повлиять. Но если ситуация требует изучения всех подробностей, урезанные негласно нормативы становятся очевидным препятствием для нормального лечения — приходится поневоле выбирать между «быстро» и «качественно».

Паршивость ситуации заключается еще и в том, что врачи, перегруженные работой, быстрее устают, и начинают пропускать важные детали. Например, ты участковый врач, и через тебя проходит 28 пациентов подряд с признаками банального ОРЗ вместо положенных по нормативу 21. Из них надо «выловить» двух-трех, у которых определенные симптомы выражены тяжелее, это в дальнейшем может сильно повлиять на развитие болезни. При постоянных переработках, ощущении, что времени катастрофически не хватает, погружаться в детали становится все тяжелее. Рано или поздно ты прозеваешь человека, которому требовалась отличная от большинства помощь, и последствия этого могут быть тяжелые.

— Лично вам приходилось оказываться в такой ситуации? И если да, случалось ли пропускать что-либо в результате переработок и усталости?

— Очень трудный вопрос для большинства беларусских медиков. Дело в том, что я не могу вспомнить периода, когда работал в Беларуси без переработок, то есть в этих условиях находился всегда, и сложно представить, как было бы, сложись ситуация иначе. Я например, параллельно с основной занятостью, работал врачом ультразвуковой диагностики, и должен был принимать всего 23 пациента в день, а принимать приходилось по 815. Приходилось уходить с работы не в 5 вечера а в 78. Но все равно, качество работы страдало. Я помню моменты, когда замечал после, что прозевал ту или иную деталь. К счастью, я был лечащим врачом большинства пациентов, которых смотрел на УЗИ, поэтому получалось вовремя ситуацию скорректировать, и обошлось без серьезных последствий.

— Настало время вопросов с очевидными ответами: почему сокращение среднего времени, отведенного на прием пациента, стало массовым явлением? Вы могли бы обозначить базовые причины?

 — Главная причина — в Беларуси остро не хватает медицинского персонала. И с каждым месяцем ситуация становится все хуже. Массовый отток специалистов пытаются скрыть, но это хорошо просматривается по растущему рынку вакансий. Недавно Фонд медицинской солидарности провел анализ

открытых данных Минздрава о количестве работающих в стране врачей. Оказалась, что реальная цифра меньше той, что показана в отчетах, примерно на 10 тысяч человек!

Вторая фундаментальная причина заключается в том, что медики перегружены бюрократией, бессмысленной работой и постоянно привлекаются к неврачебной работе. Любой официально работающий беларус, даже заболев обычной простудой, которая длится несколько дней, обязан посетить врача, как минимум, дважды: чтобы открыть больничный и чтобы закрыть его. Напомню, что во время пандемии ковида, когда прижало, работодателям разрешили отпускать сотрудников болеть на 5 дней, без предоставления каких-либо справок. Если бы эта система работала дальше, представляете насколько бы разгрузились участковые врачи?

Добавьте к этому участковых, которые ходят по вызовам на дом от пациентов, у которых «37,5 и болит голова», или машины скорой помощи, которые мчатся по вызову «кружится голова и подскочило давление». Если все эти «страждущие» так беспокоятся о своем здоровье, что мешает им вызвать такси и мигом домчать до ближайшей поликлиники или больницы?

Четверть врачей, которых опрашивали независимые социологи в исследовании, которое мы упомянули в начале разговора, рассказали, что их заставляли заниматься воспитательной работой с асоциальными гражданами, еще четверть проводили «ревизию бытовых предметов у недееспособных пациентов»… По сути, на и так загруженных врачей свалили обязанности социальных работников.

— А если врач проявит принципиальную позицию, и заявит, что работает по утвержденным стандартам? Написано, что 15 минут на прием — значит, не минутой меньше….

—Я уверен, что такому врачу как минимум вряд ли продлят контракт. Причем уволят его с «волчьим билетом» — без возможности трудоустройства в любом другом государственном учреждении здравоохранения, даже частном. Но проблемы для него начнутся намного раньше увольнения, стоит помнить, что у администрации медучереждений всегда есть механизмы прямого финансового воздействия на неудобных медиков. Им сокращают премии и надбавки или вовсе их лишают, а выжить на голую ставку медику крайне тяжело.

И наконец, будет применен самый действенный способ давления — общественное порицание. Пациентов, которых ты отказался принимать выше норматива, демонстративно перекинут на менее принципиального и еще более загруженного врача, со словами: «разгребай теперь за нашего «революционера». Таким образом, очень быстро ты почувствуешь себя в коллективе изгоем. Поверьте, именно этим механизмом активно пользуются, внедряя самые людоедские практики, и он фактически безотказно работает.

— Звучит это все достаточно грустно, даже безнадежно. Есть ли на ваш взгляд механизмы, которые могли бы изменить нынешнее положение вещей?

— Я соглашусь, что ситуация очень непростая, и легких путей предложить не могу. Власти принимают вполне ожидаемые для нынешнего руководства страны меры — медиков хотят обязать отрабатывать по распределению не три, а пять лет, значительно увеличивая срок кабалы. Помимо этого, регулярно и значительно увеличивается прием в медицинские вузы, соответственно снижается планка качества студентов, которые туда поступают. Все эти меры могут дать небольшой сиюминутный эффект, но в дальнейшем однозначно повлияют в общем на систему здравоохранения негативно — хорошо лечить из-под палки невозможно!

Возможно, началом перемен станет момент, когда беларусские медики, наконец, начнут объединяться и действовать сообща, вынуждая администрацию менять правила игры. Например, если все врачи в одной из поликлиник в один день заявят, что будут работать по графику и нормам, которые определены законом, это произведет эффект разорвавшейся бомбы. Но вряд ли все их уволят. Увидев пример, к ним могут присоединиться медики соседней поликлиники, больницы. Причем абсолютно не требуется устраивать митинги или писать протестные воззвания. Достаточно просто начать работать, что называется, по закону.

Читать далее: