PETITION.BY - Удобный Город
6 сентября 2023

Беларусы требуют вернуть им право продавать свои квартиры без личного присутствия

Новый указ Лукашенко, ограничивающий беларусов во многих правах, вызвал крайне острую реакцию со стороны соотечественников, живущих за рубежом. Отныне оформить продажу или покупку квартиры в Беларуси можно только при личном присутствии продавца/покупателя или на основании доверенности, оформленной на территории Беларуси. Такие правила ставят буквально в патовую ситуацию некоторых беларусов. На нашем портале появилась петиция с требованием отменить это законотворчество.

Новый указ Лукашенко, ограничивающий беларусов во многих правах, вызвал крайне острую реакцию со стороны соотечественников, живущих за рубежом. Отныне граждане Беларуси не могут получить паспорта или продлить сроки их действия, находясь за границей. Помимо этого, оформить продажу или покупку квартиры в Беларуси можно только при личном присутствии продавца/покупателя или на основании доверенности, оформленной на территории Беларуси. Такие правила ставят буквально в патовую ситуацию некоторых беларусов, которые по объективным причинам не могут вернуться на родину, и создают немало дополнительных проблем людям, которые живут за рубежом и не планировали покидать страну, в которой сейчас находятся, в ближайшем будущем.

На нашем портале появилась петиция с требованием отменить это законотворчество. Автор обращения уверен, что подобного рода документ противоречит Конституции страны и некоторым другим основополагающим законодательным актам. Поэтому он требует обнародовать имена лиц, ответственных за юридическую экспертизу этого правового акта, провести его повторное исследование на соответствие Конституции и Гражданскому кодексу РБ, приостановить действие указа до окончания проведения экспертизы и, наконец, внести правки, а именно признать этот указ нерабочим.

Петицию можно подписать в течении недели ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ, после этого она будет направлена в Минюст. Ответ на обращение должен быть дан по закону не позднее чем через 14 дней после получения запроса.

Мы же обратились к юрисконсульту Ольге Працкевич с просьбой прокомментировать, насколько претензии беларусов к подписанному Лукашенко указу оправданы с точки зрения законодательства, и вот что она нам ответила:

Действительно, указ № 278 от 04.09.2023 года противоречит сразу нескольким нормативным правовым актам. В первую очередь — Гражданскому Кодексу Беларуси, который отмечает недопустимость лишения или ограничения правоспособности и дееспособности граждан. Но ведь именно это и происходит, указ ограничивает нашу правоспособность и дееспособность.

В соответствии со статьей 16 ГК РБ «Правоспособность граждан», способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. А в соответствии со статьей 20 ГК РБ «Дееспособность граждан» — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Мне сложно объяснить, на каком основании у нас забрали право распоряжаться своим имуществом и право принимать решение по отношению к нашему имуществу. Примечательно, что в то же время это право осталось у государственных служащих.

Есть и другие несоответствия. Статья 19 Гражданского кодекса «Место жительства гражданина» отмечает, что местом жительства гражданина признается место нахождения (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, либо населенный пункт, где этот гражданин постоянно или преимущественно проживает, а при невозможности установить такое место – место жительства (при его отсутствии – место пребывания), указанное в документе, удостоверяющем личность, либо другом документе о регистрации, либо место нахождения имущества этого лица.

А статья 30 Конституции Беларуси подчеркивает, что граждане страны имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

При этом статья 186 ГК РБ четко обозначает, что такое «Доверенность»:

1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое с учетом требований настоящей статьи одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

2. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть удостоверена нотариально либо в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

В итоге получается, что беларусов ограничивают в правах на основании места жительства. Теперь им будут указывать, ГДЕ они могут выражать свое волеизъявление по отношению к своему имуществу. Важно отметить, что дипломатические представительства Республики Беларусь, по сути, являются территорией Беларуси. Почему граждане страны не могут там составить доверенность даже по нынешним законам — загадка.

И, наконец, хочу подчеркнуть, что пункт 2.2 нового указа создает исключительные, привилегированные условия для работников дипломатических представительств, консульских учреждений или торговых представительств Беларусь, представителей госорганов, и членам их семей. Даже граждане, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, и стоящие на консульском учете в стране проживания, не имеют возможности оформить доверенность в консульстве по месту постоянного проживания. Однако члены семей диппредставительств такую возможность имеют.

Возникает вопрос, как данный правовой акт прошел юридическую экспертизу, противореча законодательным актам более высокого порядка. Хочу еще раз отметить, что все эти права прописаны в Конституции и Гражданском кодексе, которые выше по правовому статусу, чем указ. Мы наблюдаем совершенно недопустимую законодательную казуистику, в результате которой более «низкий» по своей силе указ противоречит вышестоящим законодательным актам. Такое положение дел больше подходит не стране с демократическим политическим строем, а монархии или диктатуре.

Читать далее: