PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №2629
21 июня 2019

Ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток – создать условия для эффективного контроля за местами лишения свободы

При фактическом отсутствии независимого контроля за соблюдением прав человека в местах несвободы в Беларуси необходимо создать Национальный превентивный механизм, предусмотренный Факультативным протоколом к Конвенции против пыток
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

В Беларуси осуществлять контроль за соблюдением прав человека в местах несвободы могут только члены общественных наблюдательных комиссий (ОНК). При этом, в их компетенцию не входит контроль за положением лиц, заключенных под стражу до приговора суда в СИЗО, лиц, находящихся в изоляторах территориальных органов внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториях, центрах изоляции правонарушителей.

Члены ОНК вправе посещать исправительные учреждения только с разрешения управлений Департамента исполнения наказаний МВД. Для получения разрешения они должны подать заявление с указанием цели посещения и количества членов комиссии. Получается, что орган, чью работу должна контролировать ОНК, выдает или же может отказать в разрешении на такой контроль.

Более того, деятельность ОНК существенно ограничена законодательством, что не способствует реализации права человека на свободу от пыток. Так, при обнаружении нарушений член ОНК не имеет возможности делать фото и видео, чтобы зафиксировать следы пыток, и принимать от осужденных письменные обращения. Нет возможности конфиденциального общения с заключенными, в результате они не сообщают комиссиям о нарушениях из-за страха наказания за жалобы.

Поэтому мы считаем, что Беларусь должна ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Ведь цель этого международного договора – создать в стране систему регулярных посещений независимыми международными и национальными органами мест, где находятся лишенные свободы люди, чтобы предотвращать пытки и другие виды негуманного обращения с ними и наказания.

Четкое обоснование необходимости подписания государством Факультативного протокола дает Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках:

«Обоснование основывается на опыте, который показывает, что пытки и жестокое обращение, как правило, происходят в изолированных местах содержания под стражей, в которых те, кто практикует пытки, чувствуют уверенность в том, что они находятся вне досягаемости с точки зрения эффективного контроля и подотчетности.

Поскольку пытки абсолютно запрещены во всех правовых системах и моральными кодексами поведения во всем мире, они могут применяться в качестве части системы только тогда, когда коллеги или руководители лиц, применяющих пытки, предписывают, допускают или, по меньшей мере, закрывают глаза на такую практику и когда пыточные камеры фактически закрыты от внешнего мира.

Жертв пыток либо убивают, либо запугивают до такой степени, что они не осмеливаются рассказывать о том, что они пережили. Если, тем не менее, жертвы пыток жалуются на применение к ним пыток, то они сталкиваются с огромными трудностями в доказывании того, что с ними произошло в условиях изоляции, и то, что они утверждают, будучи подозреваемыми преступниками, людьми вне закона или террористами, обычно отклоняется властями.

Соответственно, единственным способом разорвать этот порочный круг является обеспечение общественного контроля над местами содержания под стражей и превращение всей системы, в которой действуют должностные лица органов полиции, служб безопасности и разведывательных служб, в более транспарентную и подотчетную с точки зрения внешнего контроля».

По состоянию на 31 января 2019 года государствами-участницами Факультативного протокола к Конвенции против пыток являются 88 стран, еще 15 стран подписали документ, но не ратифицировали его.

На основании Факультативного протокола в Комитете против пыток был создан Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, который может посещать места несвободы и представлять государству рекомендации по улучшению ситуации там.

В соответствии с Факультативным протоколом, каждое подписавшее его государство создает, назначает или поддерживает на национальном уровне один или несколько органов для посещений мест несвободы в целях предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (национальные превентивные механизмы).

Государства гарантируют функциональную независимость национальных превентивных механизмов, а также независимость их персонала, обеспечивают, чтобы эксперты национального превентивного механизма обладали необходимым потенциалом и профессиональными знаниями.

В соответствии с Факультативным протоколом, НПМ предоставляются как минимум следующие полномочия:

• регулярно рассматривать вопрос об обращении с лишенными свободы лицами в местах содержания под стражей с целью усиления, при необходимости, их защиты от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

• представлять рекомендации соответствующим органам в целях улучшения обращения с лишенными свободы лицами и условий их содержания и предупреждать пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания с учетом соответствующих норм ООН;

• представлять предложения и замечания, касающиеся действующего законодательства или законопроектов.

При этом государства обязуются предоставлять НПМ:

• доступ к любой информации о числе лишенных свободы лиц в местах содержания под стражей, а также о количестве таких мест и их местонахождении;

• доступ к любой информации, касающейся обращения с этими лицами, а также условий их содержания под стражей;

• доступ к любым местам содержания под стражей, их сооружениям и объектам;

• возможность проводить частные беседы с лишенными свободы лицами без свидетелей, лично, или, при необходимости, через переводчика, а также с любым другим лицом, которое, по мнению национального превентивного механизма, может представить соответствующую информацию;

• право беспрепятственно выбирать места, которые они желают посетить, и лиц, с которыми они желают побеседовать;

• право устанавливать контакты с Подкомитетом по предупреждению, направлять ему информацию и встречаться с ним.

Таким образом, при фактическом отсутствии независимого контроля за соблюдением прав человека в местах лишения свободы в Беларуси очевидной необходимостью является создание Национального превентивного механизма, предусмотренного Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Просим ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток с целью создания условия для эффективного контроля содержания людей в местах лишения свободы.

Читать далее: