PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1126
23 октября 2017

Уничтожение Минска как зеленого города

Требуем пересмотреть нынешнюю политику по зеленым насаждениям в Минске
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

На сегодняшний день в городе Минске наблюдается определенным образом сложившаяся ситуация в сфере озеленения и благоустройства, исходя из которой можно утверждать, что текущее отношение органов власти и организаций, так или иначе ответственных за зелено-парковое хозяйство, необходимо характеризовать не иначе, как попустительство и некомпетентность.

Пока в средствах массовой информации даются сведения о том, что за одно спиленное дерево высаживают три, хоть и в пределах района, фактические примеры на улицах показывают, что в целом озеленённость столицы неуклонно снижается. Вместо вполне зеленых устоявшихся деревьев высаживаются буквально прутики, которые ожидаемо не приживаются, чем наносится как финансовый ущерб из-за нецелесообразного излишнего расходования бюджетных средств, и не достигается выполнение экологической и эстетической функций зеленых насаждений.

Во-первых, масштабные высадки компенсационных деревьев производятся вдали от мест, где на самом деле существует необходимость и нехватка объектов зеленого мира, в особенности не по эстетическим причинам; во-вторых, сама высадка также происходит бездумно, с нарушениями технологии посадки - простейшими "квадратно-гнездовыми" методами сплошным покрытием на пустых территориях в пределах существующих ландшафтно-рекреационных зон, тем самым ухудшая качество этих зон за счет уменьшения видового (биологического) и ландшафтного разнообразия.

Тем не менее, не всегда (а с введением ТКП 45-3.02-69-3007 (02250), по которому расстояния до дерева от края проезжей части рекомендуется не менее 2.1 м и от здания не менее 5 м, - уже в виде тенденции) даже и в существующие лунки высаживаются новые деревья, особенно вдоль дороги, хотя во всем мире давно и успешно практикуется высадка деревьев и кустарников именно между проезжей частью и тротуаром для создания комфортной городской среды, формирования своеобразного силуэта уличной застройки, а самое главное - для выполнения защитной функции от шума и пыли, создаваемой движением транспорта, что напрямую влияет на здоровье жителей города.

Не менее важна также ситуация с защитой объектов зеленого мира от воздействия окружающей среды, а точнее, с крайне агрессивным использованием реагентов для обработки дорог зимой, и, как следствие, с засолением незащищённого грунта в местах посадки деревьев. Общеизвестно, что основное негативное влияние, приводящее к гибели деревьев, несет засоленность почв, возникающих из-за применения в качестве реагентов хлоридосодержащих веществ (которые, к слову, токсичны и для людей), и отсутствие элементарной защиты открытого грунта от попадания реагентов при уборке дорог. Многие эксперты сходятся во мнении, что кроме повышенного бордюра для деревьев первой линии, необходимо также закрывать и саму поверхность лунки, с использованием естественных составляющих, например опавшей листвы, которая будет также давать питательную среду. Согласно мировой практике, для успешного сохранения деревьев в зимний период реагенты используются только для дорог с высоким скоростным лимитом, вдоль которых деревья априори не высаживают; аналогом в пределах Минска можно считать только МКАД.

При уборке листьев осенью также фиксируется большое количество нарушений, связанных прежде всего с незнанием необходимости максимально оставлять листву вне мест, где она будет мешать движению транспорта и пешеходов. Данные тезисы также нашли отражение в Решении Минского городского совета депутатов от 13.11.2013 № 366, однако выполнение положений этого документа работниками организаций осуществляющих уборку листвы (в том числе на придомовой территории) оставляет желать лучшего.

Еще одна проблема кроется в уничтожении существующих зеленых насаждений без должного анализа необходимости спиливания деревьев и обрезки крон до состояния, после которых дерево не может восстановиться и гибнет. Зеленая листва служит прекрасным барьером для защиты от вредных выбросов промышленности и автотранспорта, замедляя и останавливая движение CO2 и пыли, которая содержит канцерогенные вещества; без деревьев все эти вредные вещества будут напрямую попадать в организм жителей. Считанные породы деревьев могут более-менее переносить обрезку ветвей, и то, при учитывании соответствующей технологии - только весной, только от третьего разветвления ветвей, только молодые побеги для деревьев, которые выдерживают обрезку. Такие деревья, как клёны, ясени и каштаны вовсе нельзя обрезать. При кронировании дерева до состояния столба нет никакой пользы - ни эстетической, ни экологической стороны, а уж с экономической точки зрения и подавно невыгодно такое варварское "омоложение", которое за собой тянет последующие спил, выкорчёвывание и посадка более молодых саженцов, которые, вероятнее всего, не смогут прижиться на этом месте из-за постоянно ухудшающейся экологической обстановки в городе, в том числе из-за бесконтрольной вырубки существующих зеленых насаждений. Ученые из Института экспериментальной ботаники при Национальной Академии наук Беларуси на основе реальных данных и вовсе утверждают, что "омолаживающая" обрезка не соответствует своему названию. По их данным, при сплошной обрезке кроны деревьев увеличивается вероятность гибели дерева из-за изменения роста ветвей, которые становятся слабыми в сравнении с необрезанными. Также, обрезанные деревья становятся незащищенными перед агрессивной средой, что грозит болезнями и гибелью. Например, среди отслеживаемых деревьев было выявлено, что за год после обрезки перестали давать побеги 10% тополей; при этом все обрезанные деревья оказались со стволовой гнилью.

В то время, как во всех цивилизованных странах стараются создавать как можно более зеленые площади и улицы, на главных улицах Минска нельзя увидеть сколь-либо достойных зеленых деревьев.

Например, известная главная улица Парижа, Елисейские Поля, имеет очень плотные зеленые насаждения по обе стороны от тротуаров, в том числе, и вдоль проезжей части, которые довольно долго и успешно растут. Собственно, на аналогичном по значимости проспекте Независимости который год продолжаются попытки высаживать свежие саженцы деревьев на место таких же высаженных ранее, но уже успевших погибнуть под тяжестью загрязнения реагентами земли из-за халатного отношения соответствующих организаций, которые не защитили и не предотвратили попадание вредных веществ в приствольную почву при уборке улиц. Тем самым, происходит необоснованная трата бюджетных средств, которые можно было бы сократить благодаря ответственному и качественному отношению к проводимым работам.

В свете затронутой темы, нельзя не отметить недавние высказывания Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по поводу вырубки деревьев в Минске и благоустройства городов страны в целом.

Как известно, при строительстве теплотрассы на улице Центральной, собирались вырубить множество взрослых деревьев, из-за неудобства проводить новые коммуникации вблизи старых. При этом было ясно, что локально ситуация с озеленением не улучшилась бы по завершению работ даже после высадки новых деревьев, ибо они явно проигрывали по объему зеленой массы, а как следствие, основные функции деревьев не исполнялись бы настолько эффективно, как взрослыми деревьями. Но самое главное и важное в этом то, что экономические потери от изменения проекта ради большего сохранения зеленых насаждений не идут ни в какое сравнение с тем, что за время существования деревьев ими задерживается немало опасных и вредных веществ, потенциальные затраты на лечение заболеваний от которых (тех же бюджетных средств) могли бы в разы превысить экономию от проведения коммуникаций на месте вырубки.

Также, Президент отметил, что при благоустройстве городов высадка деревьев вдоль дорог должна происходить в первую очередь исходя из более рационального использования ресурсов, а не эстетики. В том числе, было упомянуто о роли деревьев как защиты грунта от оползней и хороших дождей. Известно, что деревья, удерживая и поглощая воду во время дождя, снижают потоки воды в ливневую канализацию, улучшая тем самым водоотвод с улиц. К тому же, Президентом было явно указано на необходимость избавиться от таких устаревших норм и стандартов, как расстояние между саженцами при посадке деревьев. В городах развитых стран, да и в старой застройке центра Минска, деревья высажены в лунки вдоль дорог буквально вплотную, не больше метра от края проезжей части, и прикрыты приствольной решеткой, что позволяет не беспокоится об уменьшении пешеходной части тротуара. В то же время, согласно данным из ТКП 45-3.02-69-3007 (02250), минимальными расстояниями от растений до края проезжей части является 2.1 метра, а до края тротуара или дорожки – 1.5 метра, что однозначно не обеспечивает максимизацию количества вновь высаживаемых деревьев, и влечет снижение эффективности положительных и уменьшения уровня нейтрализации негативных моментов, связанных с целями и задачами необходимости озеленения городских пространств. Стоит отметить, что в целом в историческом центре Минска существующие деревья (здоровый внешний вид, нормально восстанавливаются после зимы и вовремя сбрасывают листву) вполне хорошо себя чувствуют и с несоблюдением вышеназванных нормативов по расстоянию, в то же время соответствую практикам высадки в городах стран Европы.

Исходя из вышеописанного, мы, как неравнодушные жители и гости Минска, в связи с очевидным желанием сделать город лучше, а также в соответствии с правом на комфортную среду обитания, гарантированное Конституцией Республики Беларусь, требуем:

1.Отказаться от практики вырубки и обрезки деревьев, кроме как по аварийным причинам, вплоть до принятия новых инструкций и технологической документации в полном соответствии с рекомендациями Национальной Академии наук Беларуси.

2.Отказаться от применения в зимний период времени хлоридосодержащих смесей реагентов, как опасных для окружающей среды и провоцирующих мнимую экономию бюджетных средств; на опыте других городов и стран проанализировать и по возможности освоить практику и применение других, более экологичных методов и технологий ухода за дорогами в зимний период.

3. Проанализировать статистику прошлых лет по высаживаемым деревьям вдоль улиц города и отказаться от высадки саженцов деревьев, недостаточно взрослых (согласно собранной статистике) для успешного приживания после пересадки в условия городской среды во избежание излишних трат бюджетных средств (по удалению и повторной высадке).

4. Отказаться от разработки, принятия и согласования нормативно-правовых актов и других документов, в результате ввода и действия которых будут уменьшаться такие показатели обеспечения комфортной среды обитания как коэффициенты озеленения из расчёта на человека и на площадь.

5. Провести внеплановую проверку на предмет знания и нарушения соответствующими организациями и их работниками технологий работы и нормативно-правовых актов, регулирующих правила порядка благоустройства и озеленения, в частности, контроль исполнения положений Решения Минского городского совета депутатов от 13.11.2013 № 366.

6. Инициировать изменения в существующие нормативно-правовые акты, направленные в первую очередь на сохранение существующих зеленых насаждений, восстановление удаленных ранее зеленых объектов и максимальную защиту высаженных растений от негативного воздействия окружающей среды, в особенности в зимний период. В частности, предлагаем инициировать следующие изменения:

- введения (возвращения) формы обязательного лицензирования деятельности организаций и специалистов по обрезке деревьев;

- коррекции документов, регулирующих порядок уборки листьев на придомовых территориях, с целью недопущения (либо по возможности минимизации) уборки листвы с газонов и других зеленых зон вплоть до схода снежного покрова весной.

- разработку изменений для ТКП 45-3.02-69-3007 (02250) в виде новых, уменьшенных минимальных значений для расстояний до посадок растений (таблица А.2), основанных, прежде всего, на международной практике озеленения в городских условиях; с целью максимизировать плотность зеленых насаждений с учетом комфортного их роста, и в первую очередь - для расстояний от растений до края проезжей части, тротуара или дорожки.

Читать далее: