PETITION.BY - Удобный Город
22 января

В Санкт-Петербурге сгорел дотла очередной беларусский автобус МАЗ. Изучаем историю «погорельцев»

Мы наблюдаем уникальную ситуацию из серии «ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактусы». Беларусские автобусы МАЗ, поставляемые в РФ, регулярно горят. Использующие их транспортные компании заявляют, что продукция, мягко говоря, ненадежная. Но МАЗы продолжают исправно ехать в соседнюю страну и там горят, горят, горят… И вот, произошло очередное ЧП.

Мы наблюдаем уникальную ситуацию из серии «ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактусы». Беларусские автобусы МАЗ, поставляемые в РФ, регулярно горят. Использующие их транспортные компании заявляют, что продукция, мягко говоря, ненадежная. Но МАЗы продолжают исправно ехать в соседнюю страну и там горят, горят, горят… И вот, произошло очередное ЧП.

Особенно ярко (в прямом и переносном смысле) тенденция к спонтанному возгоранию проявляется в Санкт-Петербурге. История непростых отношений беларусского МАЗа и петербургских транспортников находится в перманентно острой стадии уже более полутора лет. Только за лето 2022 года в Северной столице России сгорело минимум шесть беларусских автобусов. Специалисты на месте предполагали, что проблема кроется в негерметичности системы гидропривода вентилятора.

Дальше происходило что-то крайне странное. В, казалось бы, совершенно прозрачный и понятный хозяйственный спор между изготовителем продукции, которая оказалась некачественной, и ее покупателем вмешался Александр Лукашенко. Оказалось, что он обсуждал «проблемы», которые возникли с автобусами, с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым. По словам Лукашенко, Беглов заявил, что «…это не стоит даже внимания».

Но летом 2023 года история продолжилась. Резонансное ЧП произошло 27 июня, когда в Питере очередной МАЗ, работающий на сжиженном метане, неожиданно загорелся на подъезде к остановке общественного транспорта.

Многие стали отмечать закономерность, что проблемы с беларусскими автобусами начались, когда после введения санкций многие детали при сборке автобусов на МАЗе начали «импортозамещать» китайскими аналогами. Судя по всему, они оказались не такими надежными, как виделось на первый взгляд, а замены пока не нашли.

Спустя месяц, в конце июля, вспыхнул еще один автобус, на этот раз на Пулковском шоссе, люди успели вовремя из него эвакуироваться, обошлось без пострадавших. Но полыхало при этом крайне эффектно.

В российских источниках подсчитали, что к концу июля в Питере сгорело 13 автобусов, но надо отметить, что речь шла не только о беларусских но и о российских машинах. В любом случае, масштабы проблемы настолько впечатлили местные власти, что они приняли решение приостановить эксплуатацию 137 беларусских МАЗов модели 203.047, так как к ним у эксплуатирующей организации, коммунального предприятия «Пассажиравтотранс», возник «ряд замечаний, которые потенциально могут привести к возгоранию автобусов». Речь тогда шла об автобусах, закупленных в 2022 году.

И вновь на сцене появляется Лукашенко. В разговоре с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым он высказал смелое предположение о причинах пожаров: «…Потому что какая-то частная компания, люди, которые никогда не видели автобусов, взяла на себя обслуживание. Что такое обслуживание, вы знаете: это надо не только вовремя гайку закрутить, но осмотр перед выездом должен быть постоянно. А всего этого не было. Естественно, где-то утечки, протечки и так далее. Что-то где-то там задымилось. В СМИ сразу: «Ах, загорелось!»

Посмотрев на фотографии пожаров, вы можете сами решить, насколько сильно «дымило». Но важно, что на этом Лукашенко не остановился, и продолжил создавать параллельную реальность: «...если нет людей, которые надежно могут обслуживать технику, мы это сделаем сами лучше и притом за меньшие деньги, чем вы бы там организовывали. Но если такие люди есть – пожалуйста. Нет – хотите, мы их научим. Но техника сложная. Она каждый год усложняется. Поэтому вы и в этом плане можете на нас рассчитывать», – предложил он.

Петербургское предприятие «Пассажиравтотранс» решило не молчать и ответило. В заявлении транспортной компании говорилось: «Пассажиравтотранс» не является частной компанией и эксплуатирует свой подвижной состав самостоятельно и по регламенту».

Необходимо добавить, что, судя по всему, вмешательство Лукашенко не прошло бесследно. Уже 17 августа БелТА рапортовала: Автобусы МАЗ вернулись на маршруты Санкт-Петербурга.  В заметке ссылались на пресс-релиз «Пассажиравтотранса», в котором заявлялось, что специалисты МАЗа доработали действующие системы и механизмы автобусов с целью исключения случаев возгораний. По каждой машине производителем составлен акт, который гарантирует ее безопасность и дает возможность допуска к эксплуатации.

Вероятно, после грандиозного скандала все поверили в магию договоренностей на самом верху. Ведь уж если Лукашенко вмешался, все точно изменится… Правда? В конце ноября 2023 года «Пассажиравтотранс» даже завершил приёмку 109 автобусов от Минского автомобильного завода, все они были куплены уже с начала 2023 года.

И вот — еще один нож в спину российско-беларусскому транспортному сотрудничеству. Вечером 22 января, в Санкт-Петербурге на проспекте Космонавтов, около дома 30, опять загорелся злосчастный беларусский МАЗ. Говорят, что возгорание началось в передней части автобуса, причина пока не известна. Главное, что никто не пострадал (хотя на момент возгорания в машине находилось 15 пассажиров).

И сейчас будет крайне интересно узнать, что дальше будет происходить с беларусскими автобусами в Питере. То, что эксплуатирует их не безрукий частник, а уважаемая госкомпания, мы уже выяснили. Слова гарантии прозвучали, как от беларусских автомобилестроителей, так и от питерских покупателей. Будет очень сложно обосновать дальнейшие закупки. но когда это кого-нибудь останавливало, как с беларусской, так и с российской стороны?

Происходящее все  больше напоминает анекдот,  а значит, тренд с горящими МАЗами не мог не отразиться в народном творчестве. Мемы на тему приключений беларусского автотранспорта в России становятся все смешнее.

Как вы думаете, что должно произойти, чтобы россияне отказались закупать самовоспламеняющиеся автобусы?

Читать далее: